The Original™ Обычный Сумасшедший
"При обсуждении религиозных тем достаточно часто сталкиваешься с тем, что некоторые люди заявляют, что они не просто верят в бога, но и «ощущают его присутствие», «чувствуют его». Часто такое чувство является основным их аргументом в пользу религии, однако здесь я не хотел затрагивать этот спор.
Я хотел бы обсудить гипотезу, которая у меня возникла в связи с этим, а именно, что такое «чувство бога», имеет биологическую природу. Известно, что многие животные имеют врожденное (инстинктивное) представление о родителе. Причем оно может фиксироваться и на постороннем объекте. Например, если показать новорожденным цыплятам мячик, то они будут следовать за ним как за матерью. Так вот я предположил, что описанное «чувство бога» и есть проявление подобного врожденного образа, зафиксированного на некой абстрактной сущности.
Причем у человека такое чувство может проявляться не только в детском возрасте (и не столько, т.к. в детстве оно вероятнее будет зафиксировано на реальном родителе). Где-то на этом форуме я прочитал, что собаки в процессе одомашнивания стали проявлять черты инфантильности, т.е. взрослые особи имеют психологические особенности щенков. Так вот я предположил, что человек в процессе своей эволюции «сам себя одомашнил», т.е.у него тоже появилась тенденция к инфантильности, одной из черт которой является сохранение врожденного представления о родителе во взрослом возрасте. Однако по различным причинам это представление уже не может (не у всех) фиксироваться на реальных родителях, а переносится на другие объекты, в т.ч. воображаемые. Религиозность как раз и является одной из форм такого переноса.
Следствия из этой теории:
1. При прочих равных условиях к религиозности более расположены люди с меньшей связью с родителями. Как, например, при ранней смерти родителей или разлучении с родителями; в многодетных семьях и при недостатке внимания от родителей; а также при утрате родителями авторитета.
2. Наиболее естественной (первичной) формой религии является культ предков, т.е. представление о том что после смерти родители в бестелесной форме продолжают покровительствовать своим потомкам. С течением поколений число почитаемых предков могло накапливаться, а реальные сведения о них забываться. Это могло вызвать трансформацию культа предков в другие формы религии, например, анимизм, фетишизм, политеизм, путем подмены образа далекого предка соответственно животным, природным объектом или абстрактным существом (богом или духом).
3. В мозгу должна существовать область, способная отвечать и за восприятие родителей и за восприятие бога."
(с) amoeba2
Обсуждение здесь.
Я хотел бы обсудить гипотезу, которая у меня возникла в связи с этим, а именно, что такое «чувство бога», имеет биологическую природу. Известно, что многие животные имеют врожденное (инстинктивное) представление о родителе. Причем оно может фиксироваться и на постороннем объекте. Например, если показать новорожденным цыплятам мячик, то они будут следовать за ним как за матерью. Так вот я предположил, что описанное «чувство бога» и есть проявление подобного врожденного образа, зафиксированного на некой абстрактной сущности.
Причем у человека такое чувство может проявляться не только в детском возрасте (и не столько, т.к. в детстве оно вероятнее будет зафиксировано на реальном родителе). Где-то на этом форуме я прочитал, что собаки в процессе одомашнивания стали проявлять черты инфантильности, т.е. взрослые особи имеют психологические особенности щенков. Так вот я предположил, что человек в процессе своей эволюции «сам себя одомашнил», т.е.у него тоже появилась тенденция к инфантильности, одной из черт которой является сохранение врожденного представления о родителе во взрослом возрасте. Однако по различным причинам это представление уже не может (не у всех) фиксироваться на реальных родителях, а переносится на другие объекты, в т.ч. воображаемые. Религиозность как раз и является одной из форм такого переноса.
Следствия из этой теории:
1. При прочих равных условиях к религиозности более расположены люди с меньшей связью с родителями. Как, например, при ранней смерти родителей или разлучении с родителями; в многодетных семьях и при недостатке внимания от родителей; а также при утрате родителями авторитета.
2. Наиболее естественной (первичной) формой религии является культ предков, т.е. представление о том что после смерти родители в бестелесной форме продолжают покровительствовать своим потомкам. С течением поколений число почитаемых предков могло накапливаться, а реальные сведения о них забываться. Это могло вызвать трансформацию культа предков в другие формы религии, например, анимизм, фетишизм, политеизм, путем подмены образа далекого предка соответственно животным, природным объектом или абстрактным существом (богом или духом).
3. В мозгу должна существовать область, способная отвечать и за восприятие родителей и за восприятие бога."
(с) amoeba2
Обсуждение здесь.
Как-то я искал нечто про Юнга и мне дали почитать его критику христианства. Цитировать по памяти не возьмусь, что-то там было о том, что боги являются архетипами (неожиданно для Юнга, да?
В шутку - вот из чего в противовес к культу Гаечки кому не лень могут вывести культ Сферического Коня