Конечно, за тридцать веков истории была масса причин, мешавших человеку понять лошадь и установить с ней естественные и нежные отношения, при которых послушание лошади, готовность дружить и служить оставались бы теми же, но было бы полностью исключено тупое болевое воздействие, которое всегда провоцирует войну и взаимную ненависть.
Очень основательно подгадило насквозь антопоцентричное христианство.
Простой пример.
Осень 1535 года. Европа.
Шесть епископов и благочестивое рыцарство, всего 43 герба, под разрывающий небо колокольный звон – великое процессией, с пением и крестами – вели одержимого дьяволом коня Аннабель к заготовленному для него костру.
Аннабель – чертовски талантливый, судя по всему, конь из бродячего цирка, был уличен в прямой связи с дьяволом. Подтверждением связи были сверхъестественные, по мнению епископского трибунала, способности коня.
читать дальшеЧто он умел, чего не умел, - история умалчивает.
Я предполагаю, что это была банальная аппортировка предметов, способность сидеть, считать и тому подобные, выражаясь цирковым жаргоном, «корючки», которым сегодня можно за неделю обучить любую лошадь.
Вообще, тогда сжигали все необъяснимое.
Метод, конечно, впечатляющий, но не слишком эффективный. Сжигали котов, собак, еретиков, кресты не той формы, зарвавшихся ученых, братьев-христиан, иначе складывающих пальчики, кур, которые кощунственно могли склевать рассеянное в форме креста зерно.
Досталось и лошадям.
Причем случай с Аннабель был далеко не единичным. Прошерстив хроники, можно назвать, по самым приблизительным подсчетам, не менее 100 подобных прецедентов. И это только лошади.
Собак и ученых я не считал.
Церковь держала оборону.
Наличие разума у любого существа, кроме человека, основательно разваливало догматы и саму экзистенцию веры. Вносило неприятнейшую смуту. Не в умы, а в некий принятый миропорядок.
Отчасти это, конечно, извиняется прорастающей сквозь всякую догматику, атрибутику, и века привычкой любых жреческих сообществ к жертвоприношениям. (Христианские попы не исключение.) Костер, разжигаемый христианами с чем-нибудь живым в нем, умирающим в огне, - нормальное, архаично-языческое желание принести богу в жертву его врага.
Угодливое желание приятно пощекотать ноздри начальства запахом горелого мяса его противников.
Пакостное, конечно, желаньице, но объяснимое. Церковное вранье о том, что церковь лишь отторгала, регистрировала своим трибуналом некую аномалию, а уж «аномальную» живность (ученых, астрологов, ведьм, собак, еретиков) глупые гражданские власти, всерьез принимать все же не рекомендую.
Но возвращаемся к нашей истории.
Прежде чем взойти на костер, цирковая лошадь Аннабель подверглась всем ужасам обряда экзорцизма, то есть изгнания дьявола.
Ей засовывали горящие угли в уши, вырезали ножиком кресты на боках и крупе, ей даже хотели вспороть живот для того, чтобы выяснить, не прячется ли там дьявол, но не стали. Решили, что, если вспороть, точно помрет, - и благочестивая публика будет лишена огромного назидательного развлечения.
Под дикий вой толпы, под пение, звон, под наборматываемую сотней бледных губ латынь и лязг «доспешного железа» коня запихнули в гигантское каре из пересушенного хвороста, притянули цепями к стене, завалили еще сотней вязанок хвороста – и запалили.
Избитый и запытанный полумертвый конь отчаянно сопротивлялся и кричал так страшно, что несколько рыцарей решились заколоть его, чтобы избавить от мучений.
Епископы воспротивились, натравили на сердобольцев стражу – и вокруг гигантской кучи пылающего хвороста началась людская бойня, в которой изувечили и забили сгоряча человек, кажется, по десять, с каждой противоборствующей стороны.
А костер оказался слабоват.
Конь, судя по описанию благочестивого хрониста, не сгорел сразу, как было задумано попами, а – заживо обуглившись – еще целый агонизировал в остывающих углях.
Здесь дело не только в средневековой христианской шизофрении. Она абсолютно понятна и не обсуждается.
Церковь, признающая наличие разума и души у лошади, мгновенно разрушила бы этим признанием саму себя. Приводить канонические и догматические обоснования этого утверждения я не буду – они общепонятны. Христос, как вы помните, так и не сел на лошадь.
В местном прокате он взял ослика для торжественного въезда в Иерусалим.
Меня, в общем-то, мало волнует, что церковь дала человечеству.
Но что, по меньшей мере, десять веков по ее вине были потрачены впустую, - это совершенно точно. Колоссальное количество времени, вполне пригодного для исследования лошадиной души, для серьезных попыток понять, в чем же суть взаимоотношений лошади и человека, - было профукано.
Глупо, впрочем, винить одно христианство.
Так же бездарен был в этом смысле и мусульманский мир, и мир индуизма.
Лошадиная энцикплопедия Александра Невзорова.